История развития живописи в 19-м столетии

Давид

Романтизм

Эжен Делакруа

Джон Констабл

Франсиско де Гойя

Луминизм

Джордж Бинхэм

Импрессионизм

Поль Сезанн

Клод Моне

Огюст Ренуар

Жан Огюст Доминик Энгр



Музеи-партнеры



В живописи отражается история цивилизации. Начиная от наскальных росписей, заканчивая модными современными течениями, живопись объясняет взгляды эпохи, ее ценности. Это своеобразный срез времени. Наш сайт, посвящен живописи 19-го века. Проект создан энтузиастами и поддерживается только личным временем и средствами. Если вы решите скопировать материалы сайта, то поставьте ссылку на нас, раскрутка сайта позволит узнать о нас большему числу людей.
 

http://bogilydi.ru/enc/onlyef4f.php
 

Художественный мир Сезанна

Творчество Сезанна динамично, художник сильно менялся на протяжении своей жизни. Начинал он как романтик, почти анархист в живописи, а пришёл в конце концов к строгости и самодисциплине. Его целью было согласовать заветы старых мастеров (с их духовным горением и отточенной техникой) со свежей и яркой манерой, характерной для европейских художников-новаторов XIX века. Сезанн не любил теоретизировать и сформулировал свою идею образно, сказав однажды, что хотел бы "переписать Пуссена ещё раз с натуры". Другая яркая формула связана с его фразой о том, что своей задачей он видит "превращение импрессионизма в искусство, которое не стыдно выставить в музее".

Ранние работы Сезанна распадаются на три отдела. Один - это портреты. Второй - сцены, являющиеся плодом фантазии художника. Третий - натюрморты. Портреты, созданные начинающим Сезанном, по большей части, изображают членов семьи художника и довольно мрачны по колориту. Они писались толстым слоем краски, часто нанесённой не кистью, а мастихином –(от итальянского mestichino), тонкая упругая стальная (реже роговая) пластинка в виде лопаточки или ножа. Мастихин применяется преимущественно в масляной живописи для удаления красок с отдельных участков полотна, нанесения грунта, дополнительного перетирания красок, чистки палитры.

Персонажи "придуманных" работ молодого художника поражают своей необычностью, яростью или эротизмом. Сезанн неизменно восхищался Эженом Делакруа, с картин которого сделал несколько копий, но его образы этого времени не имеют ничего общего с усложнёнными образами Делакруа. По сравнению с работами предшественника, его полотна выглядят сырыми и небрежными. Ничто в них не предвещает яркости и "неотменимости" позднего Сезанна.

Глубокие перемены в творчестве художника относятся к началу 1870-х годов и связаны с именем Камиля Писсарро. Именно Писсарро посоветовал Сезанну не пренебрегать пейзажем. Он же помог ищущему художнику преодолеть пристрастие к мрачным тонам и открыть для себя преимущества света и цвета. Сезанн участвовал в двух выставках импрессионистов - этот внешний факт тоже свидетельствует о направление его эволюции. Впрочем, он всегда держался несколько в стороне от этого течения. В отличие от Писсарро (не говоря уже о Моне), его больше привлекали материальность и величие формы, нежели изменчивая игра света и тени. Со временем эта особенность в творчестве Сезанна становилась всё заметнее.

Импрессионисты во главу угла ставили требование закончить картину в один приём, чтобы успеть зафиксировать на полотне "мгновенное" ощущение. Сезанн предпочитал возвращаться на выбранное место несколько раз, создавая более проработанный "искусственный" образ.

Этот метод был для него тем более ограничен, что в Провансе, где он, по большей части, писал, погода гораздо стабильнее, нежели в Париже, и ничто не мешало Сезанну подолгу работать в практически неизменных условиях. "Я могу писать на одном месте и три, и четыре месяца кряду, поскольку растительность здесь всегда одна и та же, - сообщал Сезанн Виктору Шоке. - У нас растут в основном оливы и сосны, а они никогда не меняют своё одеяние".

Там, где импрессионисты, стремясь "поймать миг", прибегали к мягким, воздушным штрихам, Сезанн пользовался умеренными, сильными мазками, делая свои полотна более объёмными. В начале 1870-х годов, когда Сезанн самоопределялся, как художник, его краски ещё сохраняли плотность и фактуру, характерную для раннего творчества, но письмо уже становилось более тонким и отточенным. Некоторые поздние картины Сезанна написаны маслом настолько тонко, что производят впечатление акварелей. При этом части холста вообще не касалась кисть с краской.

Эволюция Сезанна была именно эволюцией - без особенных рывков, самоотрицаний и метаний из стороны в сторону. Поэтому не всегда возможно точно датировать его работы. Сам же художник делал это крайне редко.

Но есть ещё одна причина, затрудняющая датировку сезанновских работ. Художник часто оставлял свой труд незавершённым, чтобы вернуться к нему спустя какое-то время. Работа над полотном иногда растягивалась на месяцы и даже на годы. Результат в таких случаях получался довольно любопытным - позднейшие дополнения отражали новейшие взгляды Сезанна, в то время как основные принципы построения картины отсылали зрителя к стилю, характерному для автора на более раннем этапе творчества. Сезанн писал неторопливо, доверяя своей интуиции, и каждое новое исправление делалось для достижения максимально точного, на взгляд художника, баланса формы и цвета. "Рисунок и цвет неразделимы, - учил Сезанн. - Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Чем богаче цвет, тем совершеннее форма". Эти фразы как нельзя лучше описывают его собственные поздние работы, где глубина и перспектива переданы не только обычными средствами, но и за счёт умелого использования тончайших, переходящих один в другой оттенков цвета.

Наблюдавшие Сезанна за работой вспоминали, что художник мог подолгу, задумавшись, стоять перед мольбертом. А потом наносил один-единственный мазок. И снова размышлял. Сам он часто говорил о тех трудностях, которые испытывает, "стремясь изобразить объёмный мир на плоском холсте". Сезанн всегда старался создать продуманный образ, предварительно рассматривая его под различными углами. Это приводило к тому, что иногда пропорции и перспектива на полотнах Сезанна оказывались слегка искажены, - если того требовал конкретный композиционный принцип.

Целое поколение молодых художников начала ХХ века, боготворя Сезанна, творило с оглядкой на него. Мысль о том, что картина - не раскрытое в мир окно, а двухмерная плоскость со своими законами изобразительного языка, стала центральной в авангардной живописи ХХ века. Это позволяет назвать Сезанна "отцом" современной живописи. Его жизнь является ярким примером беззаветного служения искусству. Анри Матисс, купивший картину Сезанна в 1899 году, в 1936 году написал: "Она поддерживала меня в самые трудные моменты, принося утешение и служа источником вдохновения".

www.sezann.ru

 
© 2009 www.art19vek.ru