Франсиско де Гойя
Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес (30 марта 1746 г. – 16 апреля 1828 г.) был испанским, арагонским живописцем и гравером.
Гойя была живописцем испанского двора и короны, а также летописцем истории королевской семьи. Его считали и как последнего из Старых мастеров и как первого из Новых Мастеров.
Многие из работ Гойи демонстрируются в Музее Прадо (Museo del Prado) в Мадриде.
Гойя родился в Фуентетодос, в Испании, в королевстве Арагон в 1746 году у Хосе Гойя и Грасии Лусьентес. Он провел свое детство в Фуентетодос, где его семья жила в семейном доме его матери. Его отец зарабатывал на жизнь как позолотчик. Приблизительно в 1749 году, семья купила дом в городе Сарагоса и несколько лет спустя переехала в него.
Гойя посещал школу в Эскуэлас Пиас, где он близко подружился с Мартином Сапатером, а их переписка за эти годы стала ценным материалом для биографий Гойи. В 14 лет, он стал учеником живописца Хосе Лухан (Jose Lujan).
Позже он переехал в Мадрид, где учился с Антоном Рафаэлем Менгсом, живописцем, который нравился испанской аристократии. Гойя представил свои картины для Королевской Академии Прекрасного Искусства в 1763 г. и 1766 г., но ему отказали в поступлении.
Затем он поехал в путешествие в Рим, где в 1771 году он выиграл второй приз на соревновании живописи, организованном городом Пармой. Позже в том же году, он вернулся в Сарагосу и нарисовал часть купола Базилики Нуэстра Синьора дель Пилар, фрески Дворца Собрадьель. Он учился с Франсиско Байеу и Сибасом, и его живопись начала показывать признаки тонкой тональности, благодаря которой он стал известным.
В 1774 году Гойя женился на сестре Байюса Хосефе. Его брак с Хосефой (по прозвищу "Пепа"), и членство Франсиско Байю в Королевской Академии Изящного Искусства, помогло ему обеспечить себе работу в Королевском Семинаре Гобелена. Там, в течение пяти лет, он проектировал приблизительно 42 образца, многие из которых использовались, чтобы украсить голые каменные стены Эль Эскориала и Паласио Реаль де эль Пардо. Он также написал холст для алтаря Церкви Сан-Франциско эль Гранде, который привел к его назначению в качестве члена Королевской Академии Изящного Искусства.
В 1783 году, граф Флоридабланка, фаворит Короля Карлоса III, уполномочил его написать свой портрет. Он также стал друзьями с Наследным принцем Доном Луисом, и жил в его доме. Его круг покровителей рос, и включали Герцога и Герцогиню Осуна, которых он написал.
После смерти Карлоса III в 1788 года и революции во Франции в 1789 году, во время господства Карлоса IV, Гойя достиг своего пика популярности.
Когда Хосефа умерла в 1812 году, Гойя написал Обвинение Мамелюков и третье мая 1808 года, и подготовил ряд печатных изданий, известных как Бедствия войны (Лос десастрес де ла гуерра).
Не принятый новой аристократией и недовольный, он уехал из Испании в мае 1824 года в Бордо и Париж. Он обосновался в Бордо. Он вернулся в Испанию в 1826 году. Несмотря на теплый прием, он вернулся в Бордо, где он умер в 1828 году в возрасте 82 лет.
Гойя написал картины с испанской королевской семьей, включая Карлоса IV Испанского и Фердинанда VII. Его темы колеблются от веселых празднований для гобеленов, до сцен войны и трупов. Две из самых известных картин Гойи – Нагая Маха (La maja desnuda) и Одетая Маха (La maja vestida). Они изображают одну и туже женщину в одной и той же позе, на одной картине она была одета, на другой раздета.
|